Желчнокаменная болезнь

Это состояние при котором создаются условия для образования камней в желчных протоках и желчном пузыре.

Желчь вырабатывается печенью и непрерывно поступает через желчные протоки в кишку, а часть ее накапливается про запас в резервуаре — желчном пузыре. Во время еды желчный пузырь сокращается и выдавливает дополнительную порцию желчи в кишку.

Образованию камней способствует неправильное питание: во-первых происходит застой желчи, во вторых изменение состава желчи. Как правило, образование камней происходит в желчном пузыре - в органе, который накапливает желчь, чтобы вбросить ее в кишку во время приема пищи для переваривания.

Чем опасны камни?

1) Если образуется камень в пузыре, он препятствует свободному вытеканию желчи, а во время сокращения пузыря может и вовсе вклиниться в пузырный проток и вызвать острое воспаление, что потребует неотложного лечения в условиях стационара, а зачастую - экстренной операции.

2) Мелкие камни более опасны, так как могут выскочить из желчного пузыря в холедох и нарушить отток желчи из печени и поджелудочной железы, застряв в месте его слияния с панкреатическим протоком (оно всего 2мм в диаметре). Это вызовет острый панкреатит и желтуху. Потребуется экстренная хирургическая помощь и экстренная сложная операция.

3) Крупные камни имеют большой вес, поэтому в течение длительного времени образуют пролежень в стенке пузыря или закупоривают шейку желчного пузыря, вызывая острое состояние — водянку желчного пузыря, что так же требует экстренной хирургической помощи и операции.

Как проявляется?

Симптомы могут быть разнообразные, но обычно пациенты жалуются на дискомфорт и боли в правом подреберье после или во время еды, особенно после жирной пищи или большого ее количества. Иногда эта боль не стихает, а усиливается, сопровождается тошнотой, рвотой, подъемом температуры — так развивается острый холецистит. Это состояние воспалительного характера, и оно требует врачебного наблюдения и лечения в условиях стационара.

Однако болезнь может протекать бессимптомно и однажды стать неприятным сюрпризом для пациента.

Что делать?

Если при УЗИ или других методах диагностики выявлены камни в желчном пузыре, то в этом случае показано удаление желчного пузыря! Нужно понимать, что иной методики лечения не существует. Нет лекарственного лечения камней. Нельзя принимать желчегонные средства так как они будут способствовать разрушению камней — и их осколки могут попасть в холедох и закупорить место слияния его с панкреатическим протоком и вызвать острое неотложное состояние. Также прием желчегонных будет способствовать сокращению желчного пузыря что может спровоцировать его закупорку камнями и вызвать острое воспаление.

Способы удаления желчного пузыря

Существует несколько способов удаления:

1. Лапаротомия. Это большой разрез передней брюшной стенки (открытая холецистэктомия) и хирург удаляет орган.

2. Лапароскопия. Хирург удаляет желчный пузырь через несколько небольших (по 5-10 мм.) проколов.

3. Минилапароскопия. То же самое, что и лапароскопия, только используются другие инструменты и проколы гораздо меньше в размере - 3-5мм

4. Однопортовая лапароскопия:

• метод SILS (single incision laparoscopic surgery) – маленький скрытый разрез в пупочной складке, куда устанавливается порт (инструментальный «канал»), через который хирург делает операцию специальными инструментами. Подробнее о методе >>>
  • NOTES (Natural orifice transluminal endoscopic surgery) использование полых органов для доступа в брюшную полость. При лечении ЖКБ таким методом можно выполнять холецистэктомию у женщин, используя трансвагинальный доступ. Подробнее о методе >>>

Последние два метода являются передовыми в настоящее время и в России появились несколько лет назад.

Они обладают огромным преимуществом по сравнению с другими:

• наименьший болевой синдром
  • метод бескровный
  • скорейшая реабилитация (1 день)
  • нет ограничения физической активности после операции
  • не требуются перевязки
  • практически невидимый рубец — наилучший косметический эффект

В нашей клинике мы выполняем холецистэктомию лапароскопически, минилапароскопически, а также методами SILS и NOTES.