Что нужно знать о детях с нарушением слуха?

Слух для человека – это средство восприятия окружающего мира, наполненного различными звуками: голоса и смех людей, пение птиц, весенняя капель или осенний шорох опавшей листвы. Казалось бы такие простые и знаковые вещи, однако, к сожалению, они доступны далеко не всем.

Дети с нарушением слуха – особенная группа общества, так как они не могут полноценно общаться с внешней средой. Нарушение слуха в детском возрасте – единственное в своем роде физическое отклонение, которое ведет к понижению интеллектуальных и умственных возможностей малыша.

Нарушение слуха у детей

Нарушение слуха – утрата организма человека определять весь диапазон частот и разбирать звуки низких уровней. На основании этого определяют врожденную и приобретенную, а также частичную и полную потерю слуха.

Если верить статистике, то из 1000 малышей появившихся на свет у 15 отмечаются определенные патологии в этой области. В мировом обществе на сегодняшний день больше 500 млн человек, страдающих полной либо частичной дисфункцией слуховой системы.

Справка. Для детей такое нарушение весьма опасно, поскольку глухота чревата слабым развитием речи. Это связано с тем, что плохослышащие дети не воспринимают в полной мере, как собственную речь, так и речь посторонних людей, именно поэтому им трудно научиться разговаривать.

Ведущие специалиста мира в этой области полагают, что патологии первой сигнальной системы (слух и зрение, в данном случае нас интересует первый момент) оказывают значительное влияние не только на речевые способности. Также они могут существенно затормаживать развитие физиологии, анатомии и психологии крохи.

Потому как тугоухость не представляет собой явное отклонение, выявить ее возможно только при помощи современных разработок, широко применяющихся за рубежом, одна из них получила название универсальный неонатальный скрининг.

Без такой разработки, узнать как плохо слышит малыш, представляется возможным лишь тогда, когда он достигнет 2-3 летнего возраста.

image

Детям с нарушением слуха для нормального развития требуется помощь и забота родителей и специалистов

Также наряду с этим известно, что первый год жизни маленького человечка является самым главным для развития речи. Если в данный временной отрезок провести необходимую коррекцию слуха при помощи слухового аппарата, то появляется возможность того, что речь у малыша разовьется нормально.

Благодаря уместному корректированию, дети с нарушением слуха имеют все шансы развиваться нормально.

Дети с нарушением слуха – кто они

image

Слабослышащему ребенку необходимо создать все условия для его нормальной адаптации в общество

Глухота вне зависимости от уровня забирает у крохи важнейший информационный источник, тем самым сводя развитие интеллекта на минимальный уровень.

Такая патология имеет прямое воздействие на развитие аппарата речи, и как следствие нарушается развитие способности мыслить и запоминать.

Так как нет биологической обусловленности особенностей поведения таких детей, то при обеспечении необходимых условий на максимальном уровне его возможно подкорректировать.

В данной ситуации главную роль в знакомстве с окружением играет зрительные и двигательные способности, а также осязание.

Согласно статистическим данным, подобные отклонения у детей сопровождаются следующими особенностями во время развития:

  • 44% – отклонения опорно – двигательного аппарата;
  • 62% – негармоничное физиологическое развитие;
  • 70% – развитие сопровождающих недугов;
  • 80% – затормаживание развития моторики.

Объективные характеристики детей дошкольного возраста в этом случае являются следующими:

  1. Торможение развития (психического и физического) по сравнению со слышащими сверстниками на пару лет.
  2. Низкая двигательная активность.
  3. Расстройство координации и ориентации в пространстве.
  4. Медлительность при выполнении определенных движений.
  5. Затрудненность переключения внимания.
  6. Повышенная чувствительность к смене климата.
  7. Запоминание основывается исключительно при помощи зрения.

У маленьких людей с подобным отклонением замедлен процесс обработки информации и появляются трудности в общении с внешним миром, что определенным образом отображается и на формировании его личностных качеств.

Сложности в отношениях с другими детьми могут спровоцировать к формированию отрицательных качеств характера слабослышащего малыша, который вполне может превратиться в агрессивного и замкнутого человек.

Любые отклонения в личностном развитии возможно устранить, если оказать своевременную коррекционную помощь и создать необходимые условия.

Причины нарушений слуха у детей

image

Определить причину и помочь в реабилитации слабослышащего ребенка может специалист

Факторы, способствующие возникновению потери слуха в детском возрасте, могут быть самые разнообразные.

К основным причинам развития подобного явления относятся:

  • врожденные отклонения, которые передаются на генетическом уровне;
  • нарушения в период беременности и родов (инфекции, которым подвержена будущая мать, применение неразрешенных медикаментов, родовые травмы, появление на свет новорожденного весом менее 1,5 кг);
  • инфекционные болезни (краснуха, паротит, грипп);
  • частые воспалительные процессы в ушах (отиты и прочие ушные заболевания);
  • травмы головы и ушей;
  • продолжительное воздействие аномального шума и вибраций;
  • неправильное лечение препаратами.

Данные причины способствуют появлению рассматриваемой патологии у детей, поэтому для того чтобы не волноваться за своего малыша можно и в домашних условиях проверить слух крохи в первый год жизни.

Родителям для этого необходимо выполнить такие действия:

  1. В ответ на громкие звуки малыш начинает кричать либо широко открывает глаза.
  2. Кроха может обращать внимание на голоса папы и мамы.
  3. В 1,5 месяца ребенок начинает произносить различные звуки, в дальнейшем переходящие в речь.
  4. В 4 месяца начинает вертеть головкой, реагируя на голоса и музыкальные игрушки.

Такие несложные действия помогут убедиться родителям, что с их чадом все в порядке или же наоборот, вовремя забить тревогу, тем самым обеспечив нормальное развитие малышу.

Классификация детей с нарушением слуха

image

Ученые создали целый ряд классификаций, основываясь на определенных факторах

Многие ученые в свое время создали определенные классификации детей с отклонениями слуха, основываясь для выполнения работы на различных факторах.

Рассмотрим каждую подобную классификацию подробно.

Итак, начнем с Рахиль Марковны Боскис – советского сурдопедагога, которая создала основу для классификации патологии в детском возрасте, состоящая из:

  • уровня утраты слуха;
  • времени лишения слуха;
  • уровня речевого развития.

Сообразно с вышеперечисленными факторами определяют такие группы детей, у которых отмечается патология слуховой системы:

  • глухие дети – утрата слуха забирает возможность нормально воспринимать речь и изучать ее самостоятельно;

Ранооглохшие – уже родившиеся с проблемами слуха или утратившие его до начала периода развития речи. Как правило, некоторая вероятность слышать все же остается, которая позволяет воспринимать громкие и сильные звуки.

Позднооглохшие – утратившие слух, когда речь уже сформировалась. Причем речь в какой-то мере сохраняется.

  •  слабослышащие дети – наблюдается частичная утрата слуха, которая затрудняет развитие речи. Однако сохраняется способность самостоятельного накопления словарного запаса.

Группа слабослышащих детей в свою очередь делится на детей с сохраненным интеллектом и детей с умственной отсталостью.

Преображенский Б.С. – советский отоларинголог и ученый, исследовав детскую глухоту, в свою очередь определил 4 категории слабослышащих детей:

  • легкая тугоухость – малыш может различать речь с 7-8 метров;
  • умеренный уровень тугоухости – возможность слышать разговор с 4-7 метров;
  • значительный уровень тугоухости – восприятие речи происходит с 2-4 метров;
  • тяжелый уровень тугоухости – звуки воспринимаются с 1-2 метров.

Французский ученый Жан Марк Гаспар Итар – врач Парижского заведения глухонемых и изобретатель устройства для определения тонкости слуха (акуметр) вывел свою классификацию слабослышащих детей:

  1. Слышащие громкие слова только возле уха.
  2. Определяющие гласные и согласные звуки.
  3. Различающие определенные гласные и согласные звуки.
  4. Не различают слова, но слышат различные звуки (гром, сигнал машина).
  5. Глухие полностью.

Справка. Зарубежные специалисты определяют 3 уровня тугоухости: легкая, средняя и тяжелая, а также 3 степени глухоты: частичная, полная, почти полная.

Профилактика нарушения слуха у детей и подростков

Чтобы избежать таких отклонений, следует неукоснительно соблюдать правила профилактических правил тугоухости и глухоты. Они состоит из таких рекомендаций:

  • закаливание, которое повышает устойчивость организма малыша к инфекциям;
  • правильное питание, которое должно включать необходимые витамины, жиры, белки и углеводы в необходимых количествах;
  • соблюдение нормальных отметок температуры и влажности в помещении;
  • своевременное лечение болезней и специальные профилактические меры инфекционных заболеваний.

А для того, чтобы верно развивались слуховые органы, нужно выполнять необходимую гигиену слуха:

  1. Очищать уши ребенку от чрезмерного скопления серы.
  2. Одевать малыша по погоде – всегда защищать ушки, особенно в сезон холодов.
  3. Громкость звука должна быть в пределах 60-80 Дб.
  4. Следить за тем, чтобы малыш дышал носом.

Помимо этого очень важное значение в профилактике такого явления имеет своевременное определение воспалений верхних дыхательных путей, которые довольно часто вызывают поражение слуховых органов. К доктору следует обратиться немедленно, если возникли малейшие подозрения на подобные проблемы.

image

Несложные профилактические меры помогут избежать патологии слуха

В современном мире детская глухота – это не приговор. Такая патология не помешает малышу стать полноценным членом социума, если ему будет оказано достаточное внимание родителей и медиков. Будущее таких детей в руках любящих родителей.

Частые вопросы

Какие особенности обучения у детей с нарушением слуха?

Дети с нарушением слуха часто испытывают трудности в усвоении речи и языка, а также в развитии социальных навыков. Им необходима специальная поддержка и обучение, которое учитывает их особенности восприятия мира.

Какие методы обучения эффективны для детей с нарушением слуха?

Для детей с нарушением слуха эффективны методы обучения, основанные на визуальных и тактильных воздействиях, использовании знакового языка и специальных устройств, таких как слуховые аппараты или кохлейные импланты. Также важно создание специальной обучающей среды, которая учитывает их потребности.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Важно понимать, что дети с нарушением слуха могут иметь разные уровни слуховой потери, поэтому не стоит делать общие выводы о их способностях и потребностях.

СОВЕТ №2

Общение с детьми с нарушением слуха требует особого подхода, включая использование жестов, мимики, речевых и слуховых подсказок, а также технических устройств, таких как слуховые аппараты или кохлейные импланты.

СОВЕТ №3

Важно обеспечить детей с нарушением слуха доступом к специальным образовательным программам, ресурсам и специалистам, которые могут помочь им в развитии языковых и коммуникативных навыков.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации